воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Послесловие к уроку...

До последнего времени я считала, что учащиеся 11 класса, будущие выпускники, за время школьной жизни научились быть (хотя бы немножко!) профессионалами в своем деле - деле обучения. Ан нет! События сентября  убедили меня в обратном. И вот почему.

Начну с сочинений. Ребятам даны были тексты, в которых, как водится в ЕГЭ, надо было выделить проблему и высказать свое отношение к ней. Само собой, тексты я подобрала не просто так: все они были посвящены хамству. Не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы не увидеть эту проблему. Но мне было интересно другое - то самое отношение к проблеме, которое следовало высказать. Что ж, читаю... Все как один говорят о том, что хамство - это плохо, недостойно, что нужно уважать человека, что нельзя на хамство отвечать хамством, ибо так ты опускаешься до уровня хама. Замечательно! А что на деле?
Девочка пишет: "Нельзя жить среди людей, всегда грубя им и показывая, что один человек чем-то лучше другого... Хочется призвать всех людей к уважению и пониманию..." Прекрасно! Но как объяснить тот факт, что эта же девочка на уроке предъявляет претензии к учителю и самым наглым образом поучает её, как надо преподавать и как дОлжно себя вести на уроке этому самому учителю? Где уважение к старшим? Где понимание?? Почему, если ты не готова к уроку и не предупредила заранее об этом преподавателя, тебе нельзя ставить вполне законную двойку? С чего вдруг учитель не имеет на это права?  Почему ты чем-то лучше других? И где логика? Ведь "нельзя показывать, что один человек чем-то лучше другого..."
Вот цитата из сочинения мальчика: "Я считаю, что уважение к другим начинается с уважения к себе. Человек, который уважает сам себя, всегда уважительно относится к окружающим..."  Тогда почему этот же мальчик в грубой (хамской) форме позволяет себе разговаривать с учителями?? Настолько грубой, что некоторые даже плачут от подобного хамства. Где логика? Или учителя  -это НЕ окружающие его люди? А может, и не люди вовсе, а так, обслуживающий персонал, которому и нахамить в радость? "Нет уважения - нет фундамента," - продолжает свои размышления ученик.   Похоже, дружок, твои убеждения - колосс на глиняных ногах, не более того. Иначе ты бы не вел себя так некрасиво.
Многие пишут в таком ключе: "В большей части наглые люди черствые в душе. В них нет сострадания", "Некоторые люди хамят из-за того, что они обижены судьбой, и пытаются этим компенсировать свои неудачи за счет унижения тех, с кем они сталкиваются в различных ситуациях" и т.п. (Стилистика сочинений сохранена). Значит ли это, что вы, ребята, настолько несчастны? Или вы придерживаетесь политики двойных стандартов: вне школы я хороший, белый и пушистый, а как переступлю порог школы - так можно грубить, хамить, оставаться равнодушным к тому, что происходит вокруг - ведь не со мной происходит, не мне хамят, не мне тычут в нос, что я должен делать, а на что права не имею? Ибо оставаться равнодушным - это тоже преступление. И неизвестно, что страшнее: нахамить или молча наблюдать за тем, как твой одноклассник просто-напросто издевается над кем-то - неважно, учитель это или другой ученик...
...Недавно меня спросили, часто ли за двадцать лет работы я плакала от учеников... Нет. Я не из тех, кто плачет. Я из тех, кто борется. В том числе с хамством и с равнодушием. 





5 комментариев:

  1. Прочитав эту статью,у меня есть только один комментарий.Лично моё мнение по поводу конфликтов в школе, и хамства в принципе, простое. Я отношусь к людям (и учителя тоже люди)так как они относятся ко мне. Например, если человек относится ко мне предвзято,то и я буду относиться к нему так же,если человек уважвет моё мнение и прислушивается к нему,то и я буду уважать его мнение,несмотря на то, учитель он или нет. А аргументировать я это могу тем,что когда мы приходим в школу,то нам говорят, что теперь мы друзья и коллеги. Мы-это Учителя и ученики,следовательно мы равны и мы должны относиться друг к другу с уважением.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Сеня, за комментарий! И за то, что учителя - тоже люди))) Кто, интересно, сказал тебе, что в школе мы - друзья и коллеги? Это была неудачная шутка)) А вот ты верно подметил: мы - это учителя и ученики. И равенство между нами относительное: мы равны как люди, а вот как учителя и ученики - не совсем. У нас разный возраст, разное образование и разный жизненный опыт. И, кроме идеи о равенстве, существует ещё и закон этики поведения. И вот он-то и нарушается, к сожалению, некоторыми школьниками. Да и некоторыми учителями порой, чего греха таить...
    Любопытна твоя позиция по отношению к людям: "Я отношусь к людям так, как они относятся ко мне". Порой хорошее отношение - видимость, и за ним может скрываться что-то, совсем тобой не ожидаемое... Я думаю, всегда надо исходить не из отношения других, а из своего собственного мироощущения))
    Ещё раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. С частью статьи я полностью согласна, так как была свидетелем конфликтов учителей и учеников.
    Не соглашусь с фразой Арсения: "... если человек относится ко мне предвзято,то и я буду относиться к нему так же,если человек уважвет моё мнение и прислушивается к нему,то и я буду уважать его мнение..." Я считаю, что не стоит отвечать человеку так им же образом, как он поступает. (это касаемо предвзятости, хамства и неуважительного отношения) Я беру в пример школу, так как, действительно, учителя и ученики не равны. А в жизни бывают разные ситуации и мы по-разному реагируем.
    Полностью согласна с тем, что этикет поведения не всегда соблюдается. У меня был конфликт с учителем на протяжении учебного года и было обидно, когда учитель вёл себя совсем не педагогически. Я на несправедливость отвечала, но не хамила и не могла себе позволить нелицеприятные слова, которые, к сожалению, сейчас ученики себе позволяют говорить в ответ учителю.
    Мне кажется, что стоит в школы вводить уроки этики и этикета. И делать это либо с 1-ого класса, либо с 5-ого класса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Соня, все начинается с семьи. Прежде всего с семьи. Школа - это уже потом. Но я согласна с тем, что уроки этики и этикета уже давно пора вводить в школьный курс.
      Понимаю твой конфликт с учителем, потому как помню свои конфликты: и школьные, и институтские - с преподавателями, которые были несправедливы по отношению ко мне. Но чтобы нахамить - нет, такого не было. В голову не приходило. Плакала. Боролась. Отстаивала свою точку зрения. Училась идти на компромисс.
      Хотя, конечно, могу и ответить вполне адекватно ситуации...

      Удалить