пятница, 5 октября 2012 г.

Сердце отдаю детям

5 октября - День Учителя. Традиционные букеты, конфеты, поздравления, слова благодарности учителям... Однако именно сегодня я хотела бы написать не об учителях, а о тех, кто находится по ту сторону учительского стола - об учениках.

Их у нас всегда бывает много. Чем дольше работаешь в школе, тем больше круг тех, кого обучаешь. Все они разные: веселые и серьёзные, ленивые и трудолюбивые, активные и пассивные, собранные и рассеянные, послушные и хулиганистые, добродушные и вредные... Разные. Каждый индивидуален и неповторим. Но часто в суете учительских будней забываешь об этом и оцениваешь ученика как обучающуюся единицу: выучил - пять, не выучил - два; выполнил работу - хорошо, не выполнил - плохо. Ученики подчас сливаются в единую массу, в которой неразличимыми оказываются индивидуальные черты. А ведь они-то и придают нашей работе ни с чем не сравнимую прелесть!
Постороннему этого не понять. Для постороннего человека школа - это броуновское движение. Это место, где неподготовленный человек не выдержит и десяти минут перемены - он просто-напросто оглохнет от шума и беготни. Он одуреет от подрастающего поколения, стремящегося в этом сумасшедшем пространстве найти своё место, занять свою нишу, и вынесет свой поспешный вердикт - ненормальные дети, в наше время все было иначе...
Но присмотритесь: каждая частичка этого броуновского движения уникальна по-своему. Хулиган, оказыватся, прекрасно поет. Застенчивый и тихий молчун пишет музыку. Весельчак и юморист удивит вас глубоким философским взглядом на мир. В неказистых поэтических строчках чувствуется юношеская печаль. Вечно опаздывающая девочка или не расстающийся с планшетником мальчик на поверку оказываются компьютерными умельцами, креативными фотографами или талантливыми художниками. Замкнутый в себе и недружелюбный сложный подросток выплёскивает свою боль, исполняя рэп. Невзрачные девчонки с вечно распущенными волосами вдруг на глазах превращаются в писаных красавиц - а всего-то вышли на сцену и начали танцевать!..
Детский мир неповторим и ярок. И он не заключается только в уроках и домашних заданиях. Он гораздо шире и гораздо интереснее. В этот мир пускают далеко не всех взрослых. Далеко не всем дети разрешают перейти ту черту, которая отделяет учительский стол от ученических парт. Но если такой пропуск получен, какие открытия нас ожидают!
...Порой в мелькании будней я забываю обо всем этом. Меня начинает раздражать непонятливость учеников, их неаккуратность, шум на уроке; злят невыполненные домашние работы и приводят в уныние выставленные двойки. Мне начинает казаться, что я работаю вхолостую. Но стоит прийти домой, включить компьютер - и начинается новый диалог с учениками. Неофициальный. Без выставления отметок и проверки домашнего задания. Диалог индивидуальностей. Именно в такие моменты я вспоминаю слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского - "Сердце отдаю детям".  И я готова под ними подписаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий