четверг, 25 февраля 2016 г.

На работу, как на праздник или чему меня учит работа? (взято с просторов Интернета)


1. Главное – настроение.
За время своей работы с разными детьми и взрослыми, я очень четко усвоила мысль, что главное в любом действии это мотив, настроение с которым это делается. Вроде бы такая простая мысль, но как часто мы делаем правильные вещи с неправильными мотивами, не с тем настроением. Работаем - ради денег, готовим – чтобы не подумали, что я плохая хозяйка, подаем милостыню с чувством стыда, а не с состраданием и пожеланием счастья, дарим подарок – потому что так положено, а не потому что душа просит.
Дети
- удивительные создания, они как зеркала, и твоё неправильное настроение тут же возвращают обратно, правда своими способами ( как правило «ужасным» поведением, капризами и отказом заниматься). Как только начинаешь следить за своим настроем, все становится на свои места. И когда в жизни что-то идет не так, моя первая мысль теперь – отследить свой собственный настрой. Иногда этого бывает достаточно, чтобы ситуация выровнялась.

2. Жить настоящим моментом.
Боже, как же это сложно! Для меня, как для человека, который привык делать 33 дела одновременно и в это время жить «в прекрасном светлом будущем»( все время мечтать как же там в будущем будет все хорошо), быть в настоящем моменте это очень непростая задача.
Но каждый урок – маленькая медитация. Я только сейчас, только здесь, только с этим учеником. Когда я работала в основном с группами, было проще, 5-6 детей дошкольного возраста просто не позволяют улететь мыслями непонятно куда, там вообще потом в голове блаженная пустота. С одним ребенком мне иногда приходится «возвращать» себя из дома, магазина или от другого ребенка усилием воли.
Но чем дальше, тем проще. И теперь я понимаю, что легко могу и в обычной жизни сконцентироваться на «здесь и сейчас» и это огромное счастье, жить в настоящем.

3. Не быть перфекционистом.
Бывает, бывает что идея маниакального порядка и правильности берет верх над моим здравым смыслом. Чашки, конечно, не ставлю ручками в одну сторону, но очень люблю, чтобы все вокруг было красиво, организованно и в удобном для меня порядке. Когда я только начинала работать, мне очень хотелось, чтобы у моих учеников все было написано аккуратно и красиво, у меня все ровненько вырезано и в целом «все по полочкам». Смиряться с тем, что тетради мальчиков, даже если мальчикам 16 – это сплошной кошмар, по линиям дети не режут в принципе и ровненько не раскрашивают, а у Санты шапка может быть зеленой в крапинку, а не красной с красивой белой опушкой было для меня непросто, зато как только беспокойство по этим мелочам отходит в сторону, можно получить настоящее удовольствие от процесса, а главное взглянуть на мир их глазами и увидеть их горизонты, еще не замутненные стереотипами, увидеть еще раз, хоть чуть-чуть, мир таким же волшебным, каким его видят дети.

4. Иметь право на ошибку.
Научиться ошибаться, вот чему так редко учат детей в школе. «Ошибка» - со школы это слово с негативным окрасом. Их считают, в них тыкают пальцем, все стараются их не делать, а сделав, прикладывают все усилия, чтобы никто этого не заметил. И никто не учит как быть потом в жизни, если ты «получил двойку». Поэтому мы потом так боимся совершать ошибки, боимся признавать их, двигаться дальше после них. Мы просто не знаем как это сделать безопасно для себя и окружающих.
Мне в свое время фантастически повезло с учителями, они научили меня не бояться делать ошибки в речи, не стыдиться их исправить, сняв тем самым языковой барьер. И на моих уроках у ребенка всегда есть право на ошибку, на любое количество ошибок, которое ему нужно. Именно тут мы можем их делать безопасно и безболезненно, смеяться над ними, переводить забавные предложения, которые получились в результате ошибки, учиться не бояться их делать и исправлять. И проживая со своими учениками их ошибки, я учусь по другому смотреть на ошибки в своей жизни, переосмысливать свое отношение к ним и «ошибаться по-взрослому», принимая ответственность и не загружаясь по уши
чувством вины или наоборот, не бояться что-то сделать такое, на что не хватило бы смелости, если думать о том, какая грандиозная ошибка из этого может получиться и что об этом скажут.

5. Промолчать
Никогда бы не подумала, что молчать иногда для учителя важнее, чем говорить. А навык полезный – вовремя закрыть или вообще не открыть рот. Не давать готовых ответов и шаблонов, не торопить, не исправлять сразу неверное сказанное, а дать немножечко времени. Иногда всего 10 секунд, полминутки и дети сами исправляют сказанное или легко выводят какую-то закономерность, вообще без моей помощи. Про то, как нужен этот навык в жизни я думаю говорить бессмысленно, все итак все понимают.

6. Быть собой.
Самое главное, наверное, что дает мне моя работа - возможность и счастье быть собой, выбирать тот формат жизни и уроков, методы и программы, которые мне близки и нравятся. Мне нравится быть Катей, а не Екатериной Викторовной, придумывать интересные ассоциации, а не зачитывать из учебника заумно сформулированные правила, придумывать как из любого упражнения сделать приключение, а не скучное времяпрепровождения. Да, никто не говорит, что это просто и далеко не все в моей работе зефирно-конфетное, как может показаться, но она настолько моя, со всеми ее плюсами и минусами, что даже в воскресенье с утра я иду на нее с радостью.

Екатерина Душкина

#Открытие_с_Катей

Комментариев нет:

Отправить комментарий