В Александринском театре проходят четыре премьерных показа нового спектакля Валерия Фокина "Литургия ZERO" по роману Ф.М. Достоевского "Игрок". Естественно, мимо этой премьеры мы не прошли.
Скажу сразу - спектакль неровный. Есть сильные, до мурашек по коже, места, а есть весьма блёклые, на потеху толпе. Ну а где вы сегодня в современном театре увидите совершенный спектакль??
На мой взгляд, создатели "Литургии ZERO" сознательно опростили, даже опошлили Достоевского. Ведь посыл сделан современному зрителю, в основной массе не привыкшему размышлять, тем более над философией великого русского классика. "Хлеба и зрелищ!" - девиз толпы. Пожалуйста, получайте! Но за внешней гротесковостью, балаганным шутовством и откровенной клоунадой кроется страшная мысль о том, что в нашем мире всё обезличивается, обезнуливается, опошляется. Ничего святого не остаётся, когда царь и бог - деньги, а главная цель - выигрыш. Когда вместо колокольного звона, зовущего в храм души, звучит соблазнительно-прекрасный голос крупье, зазывающего сделать ставки. Когда вместо того, чтобы построить церковь, проигрываются в пух и прах. Когда человек оказывается в тисках игорного стола и бросает на него всё - деньги, честь, любовь. Движущиеся по кругу декорации символизируют бесконечное движение по кругу тех, кто бросил всё на кон, и из этого круговорота им не выбраться.
Устрашающе выглядят и прямые параллели с сегодняшним временем: вот благородный мистер Астлей вытаскивет мобильный телефон, чтобы сфотографировать вконец опустившегося главного героя, Алексея Ивановича, - не это ли творится вокруг сегодня, когда внешне приличные взрослые и дети, вместо того, чтобы оказать помощь нуждающемуся, цинично фоткают его на камеры мобильников под неудержимый хохот окружающих - "типа, прикольно!"? А когда тот же мистер Астлей, перед тем, как отдать выигрыш Алексею Ивановичу, вдруг пускается в замысловатые движения, свойственные рэпперам, - не есть ли это намёк на творчество знаменитого 50cent, который провозгласил "Разбогатей или сдохни"?
Страшен и финал. Забыта хрустально-чистая душа ребёнка, поющего про ангела-хранителя. Всё погружается во мрак...
Из актёрских работ я бы особо выделила Эру Зиганшину, исполнительницу роли бабушки - это бесспорно удачный выбор режиссера и бесспорно прекрасная актёрская работа. В Зиганшиной - весь нерв спектакля, весь азарт, всё сумасшествие игрока. Вместе с ней выигрываешь и проигрываешь целое состояние, поддавшись воодушевляющему актёрскому посылу. И вместе с ней опустошаешься, задаваясь вопросом - к чему всё это было? Зачем? Ответа нет. Загадочная русская душа так и осталась неразгаданной...
Скажу сразу - спектакль неровный. Есть сильные, до мурашек по коже, места, а есть весьма блёклые, на потеху толпе. Ну а где вы сегодня в современном театре увидите совершенный спектакль??
На мой взгляд, создатели "Литургии ZERO" сознательно опростили, даже опошлили Достоевского. Ведь посыл сделан современному зрителю, в основной массе не привыкшему размышлять, тем более над философией великого русского классика. "Хлеба и зрелищ!" - девиз толпы. Пожалуйста, получайте! Но за внешней гротесковостью, балаганным шутовством и откровенной клоунадой кроется страшная мысль о том, что в нашем мире всё обезличивается, обезнуливается, опошляется. Ничего святого не остаётся, когда царь и бог - деньги, а главная цель - выигрыш. Когда вместо колокольного звона, зовущего в храм души, звучит соблазнительно-прекрасный голос крупье, зазывающего сделать ставки. Когда вместо того, чтобы построить церковь, проигрываются в пух и прах. Когда человек оказывается в тисках игорного стола и бросает на него всё - деньги, честь, любовь. Движущиеся по кругу декорации символизируют бесконечное движение по кругу тех, кто бросил всё на кон, и из этого круговорота им не выбраться.
Устрашающе выглядят и прямые параллели с сегодняшним временем: вот благородный мистер Астлей вытаскивет мобильный телефон, чтобы сфотографировать вконец опустившегося главного героя, Алексея Ивановича, - не это ли творится вокруг сегодня, когда внешне приличные взрослые и дети, вместо того, чтобы оказать помощь нуждающемуся, цинично фоткают его на камеры мобильников под неудержимый хохот окружающих - "типа, прикольно!"? А когда тот же мистер Астлей, перед тем, как отдать выигрыш Алексею Ивановичу, вдруг пускается в замысловатые движения, свойственные рэпперам, - не есть ли это намёк на творчество знаменитого 50cent, который провозгласил "Разбогатей или сдохни"?
Страшен и финал. Забыта хрустально-чистая душа ребёнка, поющего про ангела-хранителя. Всё погружается во мрак...
Из актёрских работ я бы особо выделила Эру Зиганшину, исполнительницу роли бабушки - это бесспорно удачный выбор режиссера и бесспорно прекрасная актёрская работа. В Зиганшиной - весь нерв спектакля, весь азарт, всё сумасшествие игрока. Вместе с ней выигрываешь и проигрываешь целое состояние, поддавшись воодушевляющему актёрскому посылу. И вместе с ней опустошаешься, задаваясь вопросом - к чему всё это было? Зачем? Ответа нет. Загадочная русская душа так и осталась неразгаданной...
Заинтриговали!!!Обязательно схожу на этот спектакль!
ОтветитьУдалитьТанечка, думаю, время потратите не зря!))) Только ради Эры Зиганшиной стоит посмотреть!
Удалить